Обязательная маркировка звонков для ИП и организаций с 1 сентября 2025 года: что делать бизнесу
С 1 сентября 2025 года холодные звонки в России необходимо маркировать, то есть они станут "именными". Маркировать необходимо все свои звонки как клиентам, так и любым третьим лицам. Обязательная маркировка звонков закреплена законом № 41‑ФЗ (закон о маркировке звонков как части антимошеннических мер) и распространяется на компании, ИП и самозанятых.
Что значит маркировка звонков? При вызове абонент видит название вашей компании/ИП и в ряде сценариев — тип звонка («доставка», «реклама», «банк» и т. д.). Это повышает доверие, улучшает дозвоны и снижает риск блокировок номеров. Надолго внедрение маркировки звонков лучше не откладывать. Как операторы, так и ваши процессы должны быть готовы заранее.
С 1 сентября 2025 года операторы связи обязаны маркировать все вызовы, поступающие на телефоны абонентов от организаций и ИП (новый п.9.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»). Со своей стороны организации и ИП к указанному моменту должны подключить маркировку своих вызовов, заключив с оператором связи соответствующий договор. Правила маркировки телефонных вызовов (далее – Правила) отдельным постановлением утвердит Правительство РФ. Сейчас проект данного постановления уже прошел общественное обсуждение и готов к принятию.
Согласно новым требованиям, маркировка звонков предполагает обязательное уведомление каждого абонента о том, кто и с какой целью ему звонит или направляет СМС-сообщение. Любой коммерческий вызов будет сопровождаться информацией о наименовании звонящей организации и цели совершения вызова (предложение кредита, товара, услуги и т.д.). Эта информация станет выводиться на экран телефона абонента в текстовом формате и не будет превышать 32 символов, в том числе цифр, строчных и прописных букв кириллического или латинского алфавита (п.3 Правил).
Если телефон абонента, на который поступает коммерческий вызов, не поддерживает технической возможности отображения на экране указанных сведений, абонент может узнать сведения о поступающем вызове путем совершения звонка оператору связи. Оператор обязан раскрыть информацию о поступающих абоненту вызовах по первому его запросу (п.8 Правил).
Маркировка вызовов будет платной для бизнеса и бесплатной для граждан (потребителей).
В настоящее время маркировка звонков уже действует и применяется большинством операторов сотовой связи. Звонки от отдельных компаний уже идентифицируются на экране телефонов при принятии вызовов. Вместе с тем маркировка звонков сейчас осуществляется на добровольных началах и по желанию самих компаний, которые подключают соответствующую услугу для своих корпоративных номеров. Те компании, которые не желают подключать маркировку, могут безнаказанно работать и без нее.
Но с 1 сентября 2025 года маркировка звонков для бизнеса станет общеобязательной. Это обусловлено тем, что именно с 1 сентября вступает в силу новый п.9.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ, обязывающий бизнес маркировать свои звонки. В то же самое время к указанному сроку бизнес и операторы связи могут быть еще технически не готовы к внедрению полномасштабной маркировки телефонных вызовов. В связи с этим предполагаемый срок внедрения обязательной маркировки могут перенести на более позднюю дату.
Как подключается обязательная маркировка звонков
Для подключения маркировки компании должны заключить с оператором связи соответствующий договор об отображении информации о компании на пользовательском оборудовании. Тарифы на подключение маркировки определят сами операторы связи с учетом установленных Правительством РФ предельных значений.
Пока предельные значения тарифов на маркировку звонков не установлены. Мы связывались по поводу маркировки вызовов с оператором, на тему подключения соответствующей услуги, и если говорить на чистоту, то цены не порадовали.
После заключения данного договора оператор направит сведения о компании всем прочим операторам связи, которые автоматически подключат компанию к маркировке звонков в своих сетях связи (п.6 Правил).
Что будет, если организация не маркирует звонки
Никаких штрафов за отсутствие маркировки совершаемых вызовов для компаний с 1 сентября 2025 года вводить не планируется. Но это не значит, что бизнес, который проигнорирует маркировку, вообще не понесет никакой ответственности. Так, если звонок будет квалифицирован в качестве спама и ненадлежащей рекламы, например по жалобе абонента, то ответственность за подобные действия сейчас установлена в соответствии с ч.4.1 ст.14.3 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наложение административных штрафов в размере:
- от 20 000 до 100 000 рублей – для ИП;
- от 20 000 до 100 000 рублей – для должностных лиц организаций;
- от 300 000 до 1 млн рублей – для организаций.
Кроме того, считается, что отсутствие маркировки приведет и к утрате значительной клиентской базы. Немаркированные звонки абоненты могут попросту игнорировать, а также помечать как спам и вводить запрет на их получение.
Как внедрить обязательную маркировку звонков
- Провести аудит телефонии. Собрать все номера для исходящих: офисные линии, SIP‑транки, номера колл‑центра, мобильные менеджеров. Убрать личные номера из клиентских коммуникаций - звонок без маркировки с них почти гарантирован.
- Связаться с оператором. Уточнить, как подключить маркировку телефонных звонков сейчас (часто в платном режиме) и как будет выглядеть переход на обязательную маркировку с 1 сентября 2025 (об опыте написано выше). В случае наличия корпоративного договора с оператором, маркировка будет выглядеть как подключение дополнительной услуги, подключаемой по заявлению (во всяком случае, сейчас так).
- Провести тестирование. После подключения провести серию тестовых вызовов с каждого номера: корректность названия, читаемость, поведение антиспам‑фильтров.
- Внести корректировки в регламенты исходящих вызовов. Закрепить правило: звонки клиентам — только с маркированных номеров.
![]()
Для решения задач поддержки программных продуктов и информационных систем в актуальном состоянии «ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИЙ» предлагает услугу «Информационно-Технологическое Сопровождение для пользователей 1С:Предприятие» (1С:ИТС).
Данная услуга обеспечивает пользователям программ 1С:Предприятие своевременное обновление конфигураций, дает право на получение методических рекомендаций и материалов по работе с программой, гарантирует полное соответствие учетной системы действующему налоговому законодательству.
Подробнее об услуге можете узнать по ссылке.
Оставить заявку
Как оставить отзыв о данной статье
Если данная статья была для Вас полезной, то Вы можете поддержать авторов нашего сайта, оставив свой отзыв. Если у Вас установлен Яндекс.Браузер, то в левом верхнем углу браузера нажмите на кнопку с "замочком" и выберите пункт "Отзывы о сайте".

Вы можете оценить сайт по пятибальной шкале, выбрав соответствующее количество звезд, а при желании написать несколько слов со своим мнением о данной статье.
Если же Яндекс.Браузер не установлен, то Вы можете оставить свой отзыв на странице нашей компании в сервисах Яндекс.Бизнес, Google Карты.